Существуют исследования, которые показывают, что культурные нормы в обществе в первую очередь определяет элита. Если у вас хамоватые люди с хорошими лицами, которые считают себя исключительными, не разделяют эгалитарных ценностей и готовы ради своих «делать исключения» из правил, ожидая того же взамен, то не стоит удивляться тому, как живут остальные.
В издательстве Оксфордского университета вышла книга антрополога Элизабет Шимпфесль, посвященная культуре и идентичности «rich russians» (Rich Russians. From Oligarchs to Bourgeoisie). Из названия ясно, что речь уже не о «новых русских», обогатившихся и вырвавшихся из-за железного занавеса, а о прослойке русскоязычных людей с состоянием, которые усвоили некоторые буржуазные привычки, легко отличают голландский крой костюма от итальянского, ориентируются в тонких винах и устрицах.
Шимпфесль интересовало в первую очередь, как rich russians объясняют природу своего процветания: в отличие от европейских буржуа состояния россиян не были получены по наследству и, разумеется, не были заработаны в результате невероятного трудолюбия или уникальных навыков. Богатство было создано в советскую эпоху и разными путями нашло своих бенефициаров после 1991 года.
Открытие антрополога заключается в том, что новая буржуазия считает себя наследниками русской интеллигенции и, соответственно, хранителями великой русской культуры. Именно этим исключительным культурным статусом rich russians объясняют свое богатство.
Соответственно, менее процветающие соотечественники должны рассматриваться как люди бескультурные, лишенные доступа к великому источнику благоденствия. Отсюда, как можно предполагать, берется стандартный и столько распространенный в Фейсбуке нарратив о «быдле» и ужасных нравах российских низов. Если богатство объясняется «богатым внутренним миром», то бедность объясняется невежеством и бескультурьем. Миф о людях с хорошими лицами призван объяснить социальное неравенство.
Московская культура хипстеров, родившаяся к началу «десятых годов», должна была нормализовать такой порядок вещей, сделать утонченную культуру rich russians доступной более широким слоям граждан, озабоченных качеством собственных хороших лиц.
Совсем не удивительно в этом контексте, что российские элиты являются носителями всех возможных дискриминационных идеологией: сексизма, расизма, гомофобии и далее по списку. Эти идеи являются частным случаем взгляда на мир, в котором есть привилегированное меньшинство и «низшие классы». В книге Шимпфесль самопровозглашенные наследники русской интеллигенции бравируют тем, что они в отличие от политкорректных европейцев не утратили способность говорить правду — вроде той невероятной истины, что место женщины на кухне.