Недавно мир облетела новость о применение белого фосфора коалиционными силами, борющимися с Исламским государством и возглавляемыми Соединенными Штатами. Об этом сообщили сирийские СМИ, причем далеко не все из них проправительственные. И это действительно похоже на правду.
Тем более, ранее американцы использовали фосфорные боеприпасы в регионе — в 2016 году они делали это в Ираке, а в сентябре 2018 — в Сирии. Да и вообще за свою историю Штаты часто были замечены в использовании оружия массового поражения, в том числе белого фосфора. Для них отдать соответствующее распоряжение — ничего не стоит, безнаказанность им практически гарантирована.
В этой истории есть много важных моментов, но сейчас наиболее интересен один из них — место осуществления этой атаки. Сообщается, что это произошло в Хаджине. Известно это поселение тем, что его уже давно атакуют курды. Какие только отряды они туда не бросали — все кончалось неудачей. Когда эти бесконечные атаки начали выглядеть безнадежно, к делу решили подключиться Соединенные Штаты Америки. Они тогда только анонсировали продолжение своей операции «Непоколебимая решимость», и восточный Дэйр-эз-Зор как раз входил в их планы. Именно здесь остались последние анклавы Исламского государства, некогда правившего во всей восточной Сирии.
Поначалу операция шла успешно. Янки первым дело взялись за зачистку юго-восточной Хасаки и северо-восточного Дэйр-эз-Зора. Там на границе с Ираком террористы псевдохалифата удерживали пустынные территории, и долгое время чувствовали себя вполне комфортно. Однако достаточных для обороны сил у них не было, оттого после пары-тройки сражений они как армия развалились и перешли в режим партизанской войны. Кстати, ведут они ее довольно-таки успешно для себя — по некоторым данным, их диверсии и террористические атаки стоили американской армии десятков жизней.
А вот ближе к Евфрату дела шли значительно хуже. Здесь на восточном берегу ИГ контролирует узкую полоску в два десятка километров длиной, и здесь у американцев со всей их Коалицией совершенно ничего не получается. Причин тут несколько — неудобный район, плохая инфраструктура, недоступный западный берег, другие проблемы на Ближнем востоке и так далее. Но главная трудность совершенно иная — высока концентрация боевиков на небольшой площади. Так, в августе этого года специалисты ООН представили доклад, согласно которому ИГ в регионе все еще имеет огромную армию в тридцать тысяч боевиков. Распределены они по нескольким странам, но основные силы собраны именно в восточной Сирии. К слову, здесь по-прежнему наблюдается их экономическая и информационная активность — они продолжают торговать нефтью и контролируют отдельные СМИ. А Хаджин, можно сказать, является чем-то вроде временной столицы террористов в САР. По оценкам некоторых арабских специалистов, в поселении и поблизости от него располагается около десяти тысяч боевиков Исламского государства.
Так что теперь, в принципе, понятно, почему американцы прибегают к использованию столь грязных методов ведения войны — от безвыходности и, возможно, бессилия. Они просто ничего не могут поделать с этим районом, хотя пробуют очень многое. Так, например, на днях они сбросили на город листовки, в которых настоятельно призывали мирных жителей выйти из района и передать себя во власть курдских Отрядов народной самообороны. Террористам же, в случае саморазоружения обещалась безопасность. А игиловцы тем временем атаковали курдов и были близки к тому, чтобы выбить их из района, что в десяти километрах северо-восточнее Хаджина. Какая сложная война — тут и листовки, и оружие массового поражения и гуманитарная катастрофа.
Ситуация становится еще более интересной, когда узнаешь, что в паре десятков километров от Хаджина находятся российские граждане, располагающиеся в городе Абу-Кемаль совместно с иранскими ВС. Кто-то причисляет их к регулярным войскам, кто-то — к наемникам, но это не столь важно. Главное, что они там есть. Для того, чтобы полюбоваться позициями террористов им совершенно ничего не надо делать — достаточно приставить бинокль к глазам и направить его в сторону реки. На другом берегу — Исламское государство, отделенное от границы с Ираком маленьким участком курдских владений. Интересно, вмешаются ли как-нибудь наши люди или хотя бы иранцы в эту историю? Вполне возможно, если учитывать, что американцы уже использовали оружие массового поражения — мало ли на что они еще готовы? Это может затронуть и россиян.
Австралийский эксперт Ричард Фрэнк полагает, что для США и РФ намного удобнее решать совместно проблему Исламского государства в этом районе. Террористы угрожают позициям обеих сторон — не только курды, но и Абу-Кемаль подвергается нападениям с их стороны. Однако на данный момент, сотрудничество усложняется присутствием иранцев в Абу-Кемале. Американцы не могут позволить себе открытые контакты с ними, а в условиях юга Сирии кооперация с русскими будет восприниматься как негласное одобрение иранского присутствия. Но очевидно, что российские военные прибыли сюда не просто так. Вероятно, между офицерами РФ и США был некий договор, предусматривающий решение всех возможных осложнений вследствие массированного наступления на Хаджин. Очевидно, что отступающие или бегущие террористы в определенном количестве постараются перебраться через Евфрат на другой берег, где всю территорию контролируют россияне, асадовцы и иранцы. Разумеется, их придется останавливать не американцам, а россиянам и всем находящимся поблизости союзникам.