Блошиные рынки есть везде. Люди любят копаться в разных мелких безделушках, оставшихся от ушедших эпох. Как правило прилавки таких рынков или магазинчиков завалены ненужной, но крайне симпатичной эклектикой. Всё очень пышное, что хочется долго разглядывать. По блошиному рынку можно ходить долго вовсе не для того, чтобы купить себе что-то, а просто не имея сил оторваться от всего это бьющего через край буйства красок и форм всех этих бесконечных в своём разнообразии артефактов быта прошлого. И только один блошиный рынок или антикварный магазин производит удручающе скучное впечатление – магазин тех мелочей, которые в быту окружали советского человека. Общее впечатление: всё очень скудно, очень блёкло и удручающе некрасиво. И не то чтобы вообще всё некрасиво, порой попадаются неожиданно приятные вещицы. Но в целом – словно банка с какими-то подземными северными невзрачными насекомыми. К чему я это? Да вот случайно попался мне в интернете рекламный ролик московского магазинчика, торгующего советскими древностями. Не смог удержаться и посмотрел ролик до конца. Ну вот и навеяло. Так что, поделюсь некоторыми впечатлениями.
Это фасад магазина. Называется «Винтажный универмаг улица Ленина». Оформлен в классическом стиле универмагов брежневской поры. Я, кстати, вдруг только сейчас понял, почему так уныло и отталкивающе оформлялись советские магазины. Да просто чтобы вызывать у прохожих какие угодно эмоции, но только не желание войти в него и сделать покупку. Однако мы зайдём.
Стеллаж новогодних игрушек.
Бело-серый пластик и блёклые небольшие пятна красных шапок и синих мешков с синими же оторочками шубеек. В прозрачной коробке – такие же блеклые ёлочные советские шары и прочие игрушки. Только ярко-синяя коробка от трансформатора ГДРовский железной дороги PIKO – у меня, кстати, был такой – оживляет эту полку. А на коробке от трансформатора, кстати, коробка немецких же домиков для железной дороги. И опять же – эти домики были страстью моего детства. А в противовес эти ярким немецким коробкам слева веху типовые советские коробки игрушек – из светло-коричневого шершавого картона, разве что с какой-нибудь надписью поверх крышки.
Чуть ниже ещё несколько полок с советскими игрушками.
Внизу правее стоят три морских волка в синих тужурках и тельняшке. Это не советские игрушки, это игрушки из какой-то соцстраны, вроде тоже из ГДР. У меня – снова не забуду отметить данное обстоятельство – был такой морячок. Одежда и фуражка у него были из ткани, сама фигурка – из мягкого пластика. А советские игрушки чуть подальше. Они сразу опознаются по минимализму форм и скудной гамме из окраса. Я снова повторяю, что на блошиных рынках как правило приковывают внимание старинные маленькие фигурки и игрушки каким-то особым бурлеском мелких деталей и цвета. Но с советскими игрушками всё ровно наоборот. Разглядывать там нечего. Бросил мельком взгляд и увидел эту фигурку всю во всех её немногочисленных деталях. Кстати, правее, чуть закрытая коробками, прислонилась к полке кукла из ГДР. Опять же, сразу познается по более изысканному исполнению.
Парфюмерный отдел.
Несложно заметить, что почти все пузырьки от импортных духов. А советский пузырёк, как правило, следовал заветам Ильича в плане минимализма. Вам нужен пузырёк для духов или туалетной воды? Ну так возьмите обычный читок из под водки, сделайте его немного мутным, немного сделайте насечек сикось-наискось или сплющьте, сделайте горлышко с закруткой и обычной белой пластмассовой крышечкой. Для советского человека сойдёт.
А если сделаете красную крышечку и красную же этикетку – будет вообще вау!
Двигаемся дальше по этой юдоли печали. Украшения интерьера.
Однообразные вазочки. Сифоны (кстати, цветные сифоны появились уже к 80-м, в кондовый брежневский Совок сифоны были стеклянными в оплётке). Настенная красота «Бременские музыканты». Вы бы себе такое на стену в доме повесили? А советские люди вешали и считали, что это сильно украшает их жилища. И ведь факт, что в самом деле украшало. На переднем плане внизу, если не обманывает зрение, затейливые стаканчики. Стаканчики сделаны по технологии хитрой сборки. Стакан состоит из двух стаканов – внутреннего из непрозрачного пластика, и внешнего из прозрачного. А между ними продолжена бумажная цветная картинка. В целом по советским меркам даже симпатично. Пейзаж на кухне оживляло. У того, конечно, кто смог купить. Но даже такую муру не всякий мог купить, ибо продавалось мало где. Что там ещё? Конь, встающий на дыбы, какие-то фигурки. Всё, отмечу, в основном серых или коричневых оттенков. Нет, сами по себе эти оттенки ни плохи, ни хороши. Просто когда кроме них почти никаких других оттенков нет, становится как-то немного печально.
Вот ещё кусочек этого же отдела.
Жалко не очень резко. Единственное яркое пятно – цветастая маска, привезённая откуда-то из какого-нибудь Вьетнама каким-нибудь знакомым дипломатом или командировочным, Советский человек, который обладал такой или примерно такой маской, был вельми рад. Ибо жилище его сразу начинало играть красками. Ибо в целом полка в советском жилище выглядела как то, что находится за этой маской.
Ещё одна полка с сокровищами.
На переднем плане аж целых два или три красивых графина. В графине, впрочем не виски, как кто-нибудь мог бы подумать, а одеколон. Одеколон импортный. Дальше по ходу опознаются часы. Их много, но выглядят они все однотипно. Это, к слову, отличало советских людей – в их жилищах почти все вещи были настолько однотипными, что иностранец, которого завели бы в одно советское жилище, накачали в хлам водкой, чтобы он заснул, а потом перенесли в другое жилище, открыв глаза и не понял бы, что он уже в совсем другой квартире. Именно поэтому, кстати, советский человек так ценил любую яркую мелочь, которая хоть как-то выделяла его жилье от миллионов таких же. Ну примерно как предыдущую маску из предположительного Вьетнама.
Настоящее богатство – янтарные бусы.
В брежневские времена янтарные бусы были в моде. И, кстати, насколько помню, дефицита на них, по крайней мере в Москве, не было никогда. В любой галантерее продавались. Дальше стоят радиоприёмники. Самым последним стоит, если не ошибаюсь, VEF-202, такой же, как стоял у нас дома на кухне. По утрам я слушал по нему «Пионерскую зорьку». Став постарше, стал слушать «голоса» и, конечно же, Севу Новгородцева. Ниже под приёмниками стоит что-то неопознаваемое. Какие-то проигрыватели и колонки.
Обувь.
Ну тут сложно что-либо сказать определённое. На самом деле одежду и обувь тяжелее всего интерпретировать на расстояние во многие десятилетия. Почему? Потому что для человека настоящего, очень заметна немодная одежда или обувь, то есть такая, которая имеется фасона трёх-пятилетней давности, а то и старше. А вот через полвека, а то и век эта разница заметна только какому-нибудь историку мод. Именно поэтому, кстати, любители советской старины сегодня с таким восторгом делятся друг с другом фотографиями советских людей, одетых в безнадёжно устаревшие и немодные для своего времени вещи, но современным любителям кажется, что люди на фотографиях одеты очень модно. А заставь самих сегодня облачиться в какой-нибудь малиновый пиджак или кофту с поролоновыми вкладками на плечах, так сразу загрустят и заявят, что в таком уродском виде на улицу пойдут только за большие деньги. В общем, сложное это дело – определять модность старинных вещей. Которые, к тому же, никак не атрибутированы по годам. Так что, например, эти красные сапоги, когда их купили, могли быть безумно модными, а могли быть просто верхов «колхозности», как тогда говорили. Это же касается и прочих блестящих калош. Вот разве что возле стены стоят, кажется, замшевые тупоносые на небольшой платформе женские сапоги. Если это вторая половина 70-х или начало 80-х, то это было нормально, даже модно. Но всё остальное выглядит, скажем, так, не очень. Ну кроме сумки конечно. С такой сумкой, наверное, и сегодня иная женщина можёт погулять по улицам.
Одежда.
Ну тут и вовсе ничего не разобрать. К тому же закадровый голос заявил, что это не продаётся, а сдаётся в аренду желающим, например для киносъёмок.
Ещё немного одежды.
Ну и снова я теряясь, что тут можно сказать. Единственное что могу сказать, так это то, что у меня вызывает крайнее сомнение, что это кто-нибудь захочет купить. Ну разве что бутылки из под алкоголя на заднем плане поделает приобрести для домашней ностальгии какой-нибудь особо крепкий любитель советский старины.
Хрусталь.
Картинка смазанная, к сожалению. Ну что ту сказать? Хрусталь советский человек завсегда уважал. Ибо хрусталь делал советскую квартиру наряднее. Поэтому всегда выставлялся за стеклянными витринами полированных сервантов. Каждая уважающая себя советская хозяйка считала долгом заставить как можно больше полок хрусталём. Хрусталь, правда, очень часто был не хрустальным, а обычным гранёным стеклом, причём вовсе не богемским. Но издалека ничего, смотрелось. Причём чаще всего эти хрусталём никогда не пользовались. Он просто стоял. И доставался только по каким-нибудь особо торжественным праздникам.
Красотища!
Непонятно, зачем владельцы на полки ставят бутылки из под лимонной водки. Это нарушает гармонию природы.
Цветное стекло.
Такого рода штукенции стоили не дёшево. Сужу по тому, что в московских магазинах такого рода посуда продавалась всегда без всякой очереди. И при этом я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь эдакое покупал. Я когда к бабушке ездил в гости, то у неё напротив дома был магазин «Фарфор-Хрусталь» или как-то так назывался. И мы с мамой туда всегда заходили, чтобы полюбоваться на всю эту красоту. Магазин был на остановке улица Петра-Алксеева, как сейчас помню.
Фарфор и всякое прочее.
На это стенде опять же советские изделия перемешаны с импортными, ГДРовскими в первую очередь. Кстати, верхом мечтаний советских хозяек было приобрести ГДРвский сервиз «Мадонна» (если не путаю название). Вот он на фото:
Правда на этой фото только часть этого сервиза. А в полном составе он был чуть ли не на 12 персон и представлял из себя набор из 10500 предметов. Дико дорогой. В московской газете «Вечерняя Москва», вернее в её рекламном приложении, регулярно печатали объявления, что кто-то хочет купить, а кто-то хочет продать этот чудесный сервиз. А я всё думал, когда читал эти объявления – ну отчего же эти люди не догадаются почитать газету и состыковаться друг с другом?
И ещё фарфор и прочий фаянс.
Стеллаж с другого ракурса. Наряду с каким-то более или менее изыскаными вещами, угадываются и типовые советские чашки-блюдца.
На этом закончу демонстрации. Ну что сказать? Кто-то, возможно, увидев это изобилие, загорится желанием поехать в этот «винтажный универмаг» и посмотреть своими глазами, а то и купить себе какую-нибудь чашку или пластмассового деда мороза. Ну что же, значит я сделал этому магазину небольшую рекламу. Пусь люди делают своё маленький бизнес. Но лично меня в этот магазин не потянули ни в малейшей степени. Я там был уже. И сегодня, когда я вижу эти склады этих осколков советской цивилизации, я всякий раз радуюсь, что всё это ушло безвозвратно. И всякий раз недоумеваю – откуда в наше время берутся люди, которые искренне хотят вернуться в это советское убожество.