Живем в сказочном дурдоме. Иначе этот бардак и не назовешь. За три месяца цены на нефть в мире рухнули с 70 до 15-20 долларов. В моменте даже уходили в минус.
Практически во всех странах мира на фоне обрушения спроса на топливо (на 30-40%), карантина, остановки промышленности и транспорта падают цены на бензин (на 15-30%). Так происходит в США, Германии, Франции, Великобритании, Китае, Японии и т. д.
И только в России построена настолько невменяемая, убогая и паразитическая финансово-экономическая система, что даже при обвале нефти бензин дорожает.
Формально, на бумаге в своих отчетах правительство отчитывается об удешевлении бензина на 5-10 копеек, но на АЗС топливо только дорожает.
Все просто: правящие власти компенсируют убытки бюджета и олигархов (экспортеров сырья) от обвала цен на энергоносители на внешних рынках повышением внутренних цен для россиян и бизнеса. Бизнес, ничего личного.
Основная причина — удушающая финансовая политика.
В цене литра бензина 65-70% приходятся на налоги и платежи в бюджет (НДПИ, акцизы, НДС и тд). Из 50 рублей за литр 33 рубля приватизированное государство забирает себе.
Власти провели разрушительный «налоговый маневр» в нефтегазовой отрасли: обнуляют экспортную пошлину на топливо и в разы повышают НДПИ и акцизы. В итоге налоговое бремя перекладывается с иностранных покупателей на внутренних, те на бизнес и население.
При слабом рубле (а он упал с 23,5 до 75 руб за доллар с 2008 года), олигархам выгоднее продавать сырье за рубеж, чем внутри страны. И они поднимают цены.
Здесь же запущен «обратный акциз» и демпфер: когда цены на внешних рынках высокие (из-за дорогой нефти и слабого рубля), власти платят компаниям из бюджета, чтобы те не повышали цены внутри РФ. И наоборот: экспортеры платят в бюджет, когда на внешних рынках доходность ниже.
В итоге цены на бензин и дизель двигаются только в одну сторону: растут в небо даже при дешевой нефти. За такую удушающую финансовую политику нужно отправлять под суд.