Я знал человека, который голосовал за Путина, имел на автомобиле наклейку «можем повторить» и любил петь под гитару патриотическое песни о Гиви и Мотороле. При этом главным хобби этого джентльмена были регулярные визиты в фетиш-клубы Амстердама и Берлина, посетители которых совокупляются, облачившись в кожу и латекс.
Как устроена его картина мира? Вот, допустим, он прилетает в Амстердам, забирает в аэропорту багаж, набитый секс-игрушками, и, подключившись к интернету, первым делом читает сайт «Русская весна» на тему, что там в Киеве. По дороге в отель оставляет несколько комментариев в духе «мы русские, какой восторг!» В очереди на фейс-контроль в клуб смотрит интервью Прилепина о том, как он убивал украинцев. Никаких противоречий у него не возникает: это целостная личность.
Это, пожалуй, самая интересная тема в современном мире: как люди собирают свои мировоззрения из обломков и страхов, детских надежд и конформизма, фрагментов «аналитических передач Владимира Соловьева» и постов в «Фейсбуке».
Я, конечно, не думаю, что существует только одна правильная точка зрения и единственно возможный набор ценностей. Но все же удивительно, какие кентавры ходят вокруг. И странно, что люди совсем не задумываются о том, как одна часть их картины мира отрицает другую.
Можно, например, ненавидеть российские власти за их политическое насилие, тюремные сроки для невиновных и узурпацию, и с пониманием относиться к насильникам или редакторам либеральных СМИ, хватающих стажерок за ягодицы. Как латексный патриот не видит, как реальность уходит у него из-под ног, так и некоторые либералы не понимают, что человек, который напоил девушку и занялся с ней сексом без согласия, прикрываясь своим статусом «публичного интеллектуала», ничем не отличается от кремлевских жителей.
Если вы требуете честных выборов и уважения гражданских свобод, как вы можете пытаться затыкать рты тем, кого унизили комнатные тираны?