Скандальный американский закон о борьбе с мировым допингом прошел предпоследнюю инстанцию. Акт, названный в честь беглого информатора WADA Григория Родченкова, 17 ноября одобрен сенатом. После визирования документа у президента страны (а это считается формальностью) правоохранительная система США получит возможность возбуждать уголовные дела против участников «допингового сговора» из любой страны — в том числе против тех, кто никогда не был в Соединенных Штатах. Фактически это означает крах всей нынешней мировой системы борьбы с допингом. Кроме того, в сложном положении оказываются организаторы международных соревнований — подозреваемых в допинге теперь могут арестовать по американскому ордеру в любом уголке планеты.
Вне подозрений
Григорий Родченков до 2015 года руководил Московской антидопинговой лабораторией, но затем бежал в США, где сообщил о «государственной допинговой системе в России» и даже предъявил украденные на прежнем месте работы документы, якобы подтверждающие его слова. Для нашего спорта это обернулось серьезными международными санкциями, а Всемирное антидопинговое агентство (WADA) признало Родченкова ценным информатором. В России на беглого ученого заведено уголовное дело, но за четыре года оно так и не дошло до суда. Между тем американцы включили его в свою программу защиты свидетелей — до недавнего времени законность этого шага была под сомнением, но новый акт легализует данное решение.
По мнению американских парламентариев, Родченков является героем и его имя должно быть увековечено в новом законе о глобальной борьбе с допингом, проект которого появился два года назад. В ходе обсуждения акта отмечалось, что WADA (его штаб-квартира находится в Канаде) действовало недостаточно активно и эффективно, в том числе в «русском деле». Кроме того, американские интересы якобы представлены в агентстве непропорционально финансовому вкладу страны в бюджет агентства. Вывод: Соединенным Штатам требуется собственный закон, который позволит защитить «чистых» американских спортсменов от допингеров на международных стартах.
Бывший руководитель Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков
Фото: Global Look Press/Viktor Chernov
— После того как я услышал название этого акта, мне уже стало смешно, — заявил «Известиям» бывший глава Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Рамил Хабриев. — Если даже WADA, которое пытается вовлечь как можно больше людей в свои информаторы и регулярно ужесточает наказания, выступает против это документа, то что еще можно говорить. Страна, которая участвует во всех территориальных конфликтах, захотела вмешаться и в мировую антидопинговую систему. Понятно, что этот акт — чушь, мне даже не хочется говорить на эту тему. Надо ли принять какие-то ответные меры? Мы их уже приняли, когда в 2015 году отослали туда Родченкова. Другого ответа уже быть не может.
Любопытно, что из-под действия акта сразу были выведены игроки профессиональных лиг США — по американскому футболу, бейсболу, баскетболу и хоккею, а также весь студенческий спорт. Это десятки тысяч атлетов. Эксперты считают, что здесь постарались парламентские лоббисты лиг, в которых не признают кодекс WADA, хотя и имеют свои мощные антидопинговые программы. А вот для олимпийских видов спорта с принятием нового закона ситуация меняется кардинальным образом. Теперь врачи, тренеры и функционеры должны опасаться не только спортивных дисквалификаций, но американской тюрьмы. Причем это касается не только граждан США и тех, кто живет или выступает в Штатах.
Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне
Фото: РИА Новости/Антон Денисов
— Этот закон направлен против стран, которые не согласны с американской политикой, — заявил «Известиям» глава Федерации керлинга России, депутат Госдумы Дмитрий Свищев. — Это политизированный закон, не зря его назвали «актом Родченкова». Прикрываясь благими задачами в виде отстаивания интересов американских атлетов и налогоплательщиков, которые якобы могут пострадать от неправомерных действий иностранных спортсменов, они работают в интересах больших корпораций. Этот закон не распространяется на американские лиги, у которых вообще совершенно другие допинговые правила. Им разрешены определенные препараты, у них своя лаборатория. Уверен, международное спортивное сообщество негативно отреагирует на этот закон. Прежде всего должны отреагировать Международный олимпийский комитет (МОК), WADA и Спортивный арбитражный суд (CAS). У нас теперь американцы хозяева в глобальном спорте? Если мы живем в цивилизованном мире, мы должны подчиняться институтам, которые для этого специально созданы.
Вопрос трактовки
Уголовная ответственность за допинг есть во многих государствах, в том числе и в России. Но эти законы являются локальными — они касаются только местных граждан либо иностранных участников соревнований на территории конкретной страны. Американцы же намерены преследовать всех подряд — при условии, что в соревнованиях принимали участие спортсмены из США или у турнира были американские спонсоры. Под действие закона автоматически подпадают Олимпиады и большинство чемпионатов мира. Правда, «акт Родченкова» направлен не на любой случай сдачи положительной допинг-пробы, а на некий «допинговый сговор». Но это уже вопрос трактовки закона.
После подписания акта ничто не помешает правоохранительным органам США проводить собственные допинговые расследования даже в случае оправдания обвиняемого в CAS. И возможности для оперативно-разыскных мероприятий у силовиков будут на порядок выше, чем у спортивных структур (но выше и зависимость от политической конъюнктуры). Кроме того, власти Соединенных Штатов получили возможность устроить охоту за любым человеком, рассылая по всему миру ордера на его арест и блокируя его международные финансовые операции. В итоге обвинение по уголовному допинговому делу в США теперь для любого спортсмена топ-уровня будет означать конец карьеры.
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев
— Пусть американские законодатели творят что хотят, зачем нам как-то участвовать в этой дискуссии, — отметил «Известиям» глава Паралимпийского комитета России Владимир Лукин. — Я сторонник того, чтобы внутреннее законодательство оставалось внутренним. У нас есть ряд международных обязательств, но акты США не относятся к их числу. Надо ли теперь отпускать российских спортсменов на соревнования в США, где их могут посадить по допинговым обвинениям? Я даже не хочу это комментировать. В международном спорте мы подчиняемся решениям международных организаций и действуем по согласованию с ними, ведем переговоры, порой сложные. Но мы — часть этой международной структуры. Наши представители есть в международных организациях. Может ли этот акт разрушить международную спортивную иерархию? Не знаю. Если опасность есть, то МОК, Международный паралимпийский комитет и WADA должны вести переговоры с американцами: что они имеют в виду и как это относится к международному спорту.
Понятно, что ключевым моментом здесь будет правоприменительная практика — насколько регулярно американцы намерены преследовать иностранных допингеров, ведь даже на больших соревнованиях в мире ежегодно попадаются десятки спортсменов и не проходит и года, чтобы не вскрылось несколько историй с массовым применением запрещенных препаратов, которые можно подвести под «допинговый сговор». Но в любом случае «акт Родченкова» будет висеть дамокловым мечом над всем мировым спортом, и это может разрушить нынешнюю систему борьбы с допингом. В процессе обсуждения закона WADA предупреждало об этом американцев, но к этим аргументам не прислушались ни в конгрессе, ни в сенате США.