Отставка правительства КЧР и ее последствия.
Отставка правительства Карачаево-Черкесии означает, что глава республики Рашид Темрезов начал подготовку к переизбранию на второй срок.
Полномочия Темрезова истекают в феврале следующего года, и к тому времени руководству КЧР нужно приложить немалые усилия, чтобы поправить пошатнувшуюся ситуацию в экономике и возобновить диалог внутри элиты республики. Главный налоговик Карачаево-Черкесии Руслан Казаноков, назначенный врио премьер-министра, — вполне подходящая фигура для решения этих задач.
«Технический» премьер
Ушедший в отставку глава правительства Карачаево-Черкесии Мурат Карданов занимал этот пост довольно долго – почти три года, с ноября 2012-го. На тот момент его назначение выглядело довольно неожиданным, поскольку до этого Карданов почти не работал в органах исполнительной власти и не был слишком уж явным ставленником влиятельных кланов. Однако он хорошо зарекомендовал себя на строительстве нового курорта в Архызе в должности заместителя главы Дирекции капстроительства КЧР, а главное, подходил на должность премьера с точки зрения «пятого пункта».
Последний момент для Карачаево-Черкесии был особенно важен после того, как предыдущий глава республики Борис Эбзеев вопреки сложившейся традиции назначил главой правительства на черкеса, а грека Владимира Кайшева. Это сразу же вызвало недовольство черкесской общественности и, в конечном итоге, внесло лепту в досрочную отставку Эбзеева. Поэтому Рашид Темрезов решил не идти против неписаного правила и «забронировал» должность премьера за черкесами.
Состав правительства КЧР во главе с Муратом Кардановым на протяжении нескольких лет был довольно стабильным, но несколько незапланированных отставок в кабинете министров все же состоялось. Летом 2013 года при получении взятки за высокие результаты ЕГЭ был задержан с поличным министр образования республики Борис Спиридонов, позднее получивший тюремный срок 8 лет.
А прошлым летом правительство был вынужден покинуть министр культуры Уали Евгамуков после того, как его брат расстрелял средь бела дня своего давнего недруга, депутата Народного Собрания КЧР Мухамеда Кунижева.
Но были и случаи отставок с повышением. Например, министр экономического развития КЧР Эльдар Тлябичев в июле прошлого года возглавил торговое представительство России в Азербайджане. Свой пост в правительстве республики он покинул вполне своевременно, чтобы не стать «крайним» за резкий спад в экономике, который был зафиксирован по итогам прошлого года.
Особенно серьезным оказалось падение в промышленности: индекс промпроизводства в 2014 году составил всего 77% в сравнении с 2013 годом, а в некоторых отраслях (например, в текстильно-швейной) производство упало почти наполовину.
С серьезными проблемами из-за падения продаж на российском авторынке столкнулось и крупнейшее предприятие республики – автозавод «Дервейс». На этот год в планах предприятия значилось производство всего 30-35 тысяч машин при проектной мощности 100 тысяч.
Одновременно в республике обострились проблемы в межнациональных отношениях, с которыми Рашид Темрезов довольно успешно справлялся в первые пару лет своей работы во главе КЧР.
На июньском отчетно-выборном съезде движения «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент» представителями черкесской общественности была дана весьма жесткая оценка работы руководства республики, в том числе в связи с серией экономических конфликтов с национальным подтекстом.
После этого власти КЧР попробовали сделать ответный ход. В конце июля по инициативе Мурата Карданова несколько общественных организаций республики объединились в Союз черкесских (адыгских) общественных объединений, сразу же сообщивший о намерениях направить своих делегатов на очередной съезд Международной черкесской ассоциации в нынешнем сентябре.
Но этот шаг только подогрел недовольство черкесских активистов, связанных с «Адыгэ Хасэ», которые заподозрили власти КЧР в желании взять под контроль общественную жизнь в республике. Похоже, что в этой ситуации фигура Мурата Карданова оказалась для Рашида Темрезова той разменной картой, которую он принес в жертву, чтобы избежать углубления конфликта.
Возвращение старой гвардии
Руководитель управления ФНС по КЧР Руслан Казаноков, назначенный врио премьер-министра республики, уже работал в этой должности в 2003-2005 годах, в период, когда президентом Карачаево-Черкесии был Мустафа Батдыев. Тогда утверждалось, что Казаноков – это близкий человек для влиятельного черкесского бизнесмена Станислава Дерева, который поддержал кандидатуру Батдыева и взамен получил на посту премьер-министра своего делового партнера.
Однако об этом сегодня мало кто вспоминает, потому что Руслан Казаноков уже целых десять лет занимает пост главного налоговика КЧР. Всего несколько недель назад, в начале июля, по представлению Рашида Темрезова он был переназначен на новый пятилетний срок во главе налоговой службы, но теперь ему доверен более ответственный фронт работ. Экономика КЧР находится в далеко не блестящем состоянии, а до завершения первого срока Рашида Темрезова остается всего полгода.
За назначением Руслана Казанокова новым главой правительства КЧР хорошо просматривается фигура вице-премьера российского правительства и бывшего полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина, который в свое время, по имеющимся данным, принимал и решение по назначению главой КЧР Рашида Темрезова.
Руслан Казаноков имеет хорошие связи в Москве с ректором Финансового университета при правительстве РФ Михаилом Эскиндаровым (выходцем из КЧР), а тот, в свою очередь, находится в доверительных отношениях с Хлопониным. Известно, например, что именно Эскиндаров вручал диплом о высшем образовании дочери Хлопонина.
Кроме того, у Руслана Казанокова в бытность его главным налоговиком КЧР сложились неплохие отношения с представителем еще одной влиятельной черкесской семьи – Рауфом Арашуковым, который недавно по собственному желанию покинул пост главы Хабезского района. Это особенно важно, поскольку Арашуков довольно резко критиковал руководство республики, а вступать в противостояние с Рауфом Арашуковым Рашиду Темрезову сейчас явно ни к чему.
Одним словом, назначение Руслана Казанокова призвано усилить исполнительную власть в республике в самый ответственный момент. Его связи и аппаратный вес гораздо серьезнее, чем у его предшественника, а это значит, что Казаноков вряд ли будет чисто «техническим» премьером, каким был Мурат Карданов.
Филипп Громыко
Источник: kavpolit.com