Если России придётся заплатить 1,8 млрд евро экс-акционерам «ЮКОСа», эти деньги возьмут из доходов обычных граждан, предупредила суд администрация президента.
Старый анекдот, социальный опрос и жалобы на скудость бюджета. Такие доводы, чтобы не платить 1,8 миллиарда евро экс-акционерам «ЮКОСа», озвучены 15 декабря в Конституционном суде. Независимые эксперты предупреждают: если действовать по такой логике, Россия скоро придёт к конституционному кризису
Возобновить процесс нефтяной компании «ЮКОС» Конституционный суд попросило Министерство юстиции. Оно не хочет выплачивать экс-акционерам предприятия 1,8 миллиарда евро по вынесенному в 2014 году решению Европейского суда.
Заявление Минюста «Фонтанка» уже разбирала. Оно содержит три простых тезиса. Во-первых, Россия ничего не нарушила, взыскивая с «ЮКОСа» налоговые штрафы с истекшим сроком давности. Во-вторых, отечественные суды справедливо выставили «ЮКОСу» самый высокий, 7%-ный, сбор за неисполнение требований судебных приставов. В-третьих, компенсацию от Страсбурга вообще получат «не те» – жалобу в Европейский суд подала сама компания, но она обанкротилась, и теперь деньги отойдут конкретным акционерам. Некоторые из них сами задействованы в «незаконных налоговых схемах», указал Минюст.
«Не хотим платить»
К этим доводам на заседании КС 15 декабря замминистра юстиции Георгий Матюшкин присоединил не много нового. Он напомнил, что диалог между отечественными и международными судами «не должен переходить в монолог ЕСПЧ», и намекнул: пострадавшая сторона в деле «ЮКОСа» – не нефтяная компания, а Россия. Нарушены правила «судебной справедливости и равноправия», Европейский суд «поступился своими принципами», «оказался вовлечен в водоворот компромиссов, которые увлекали его все дальше и дальше», сетовал Матюшкин. Особенно удручали чиновника интриги британского адвоката «ЮКОСа» Пирса Гарднера: «Ему была выдана доверенность лицом, у которого в полномочиях не было права обращения в ЕСПЧ. И она на тот момент истекала», – объяснил Матюшкин, почему Гарднер не имел права представлять интересы «ЮКОСа» в Страсбурге.
Полномочный представитель президента Михаил Кротов атаковал нефтяную компанию с другой стороны. Переводя речь чиновника с правового языка на общечеловеческий, можно сказать: бюджет России – не резиновый, рекордная выплата «со всей очевидностью отразится на финансовой нагрузке и доходах граждан», нарушит положения Конституции о социальном государстве. Кротов привёл цифры: в 2016 году на выплаты по решениям ЕСПЧ в бюджете России заложено 500 миллионов рублей, в 2017 году – 600 миллионов. То есть, чтобы исполнить решение Страсбурга, нашей стране много лет придётся работать на один «ЮКОС».
Полпред правительства Михаил Барщевский, объясняя, почему не надо платить «ЮКОСу», вспомнил концовку старого анекдота – «никому ничего». «Европейское законодательство и российская Конституция не совпадают. И что? Это что, кошмар-кошмар? По-моему, нет. Это вопрос толкования».
С представителями власти согласились и некоторые независимые эксперты. Например, Санкт-Петербургский государственный университет озвучил обширный отзыв, где доказывал: власть должна больше верить собственным гражданам, чем заграничной Фемиде. «В СПбГУ было проведено социологическое исследование, в рамках которого был задан вопрос о выплате компенсации в таком экстраординарном размере. И оценка была негативная», – заявила заведующая кафедрой государственного и административного права университета Наталья Шевелева.
«Ждите кризиса»
Формально процесс по делу «ЮКОСа» не предполагал, что в зале КС возникнут люди с альтернативной точкой зрения. По нынешней редакции закона «О Конституционном суде», служителям Фемиды в данном случае достаточно выслушать доводы заявителя. Тем не менее главный российский конституционалист Валерий Зорькин проявил признаки демократии и пригласил на заседание того самого адвоката Гарднера, который разочаровал Минюст.
Юрист Туманный Альбион ради Петербурга не покинул, тем самым подтвердив амплуа человека, готового ставить Россию в неудобное положение. «Ничто не мешало господину Гарднеру приехать сюда. Я обращаюсь к нему через Интернет (заседания КС транслируются онлайн – Прим. ред.), у нас не будет спешки, и при желании он может прийти и выступить», – пошутил Зорькин.
Зато адвокат прислал в КС свои «письменные заключения» на 22 страницах. Их зачитывали вслух больше получаса. Все аргументы Минюста «являются неубедительными или неверными», «ошибочно характеризуют роль Конституционного суда», поэтому запрос надо отклонить, убеждал юрист. Он, например, напомнил, что российские власти реформировали Налоговый кодекс и закон «Об исполнительном производстве», на основании которых наказали «ЮКОС», и даже отчитались об этом в 2013 году Совету Европы. Значит, не так уж «ЮКОС» был неправ?
На защиту нефтяной компании встал и член президентского Совета по правам человека Илья Шаблинский. Россия вынесла по делу «ЮКОСа» «неправосудные решения», которые были «непропорциональны законной цели – обеспечению поступления налоговых платежей», считает он. Руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан добавил: присуждение компенсации акционерам «ЮКОСа» вместо самой компании находится в правовом русле – ведь должно же государство кому-то платить, если своими действиями разорило предприятие. «Иная ситуация поощряла бы государство извлечь выгоду из своего правонарушения», – отметил юрист со ссылкой на документы ЕСПЧ.
Печальней всего перспективы дела «ЮКОСа» обрисовали доктор права из университета Ливерпуля Константин Дегтярёв и доцент расположенного в Литве Европейского гуманитарного университета Максим Тимофеев. «Единственной особенностью» решения ЕСПЧ является колоссальный размер компенсации, объяснили эксперты, и, если бы он был меньше, Минюст вряд ли подал бы свой запрос в КС. «Исполнительной власти выгодно получить решение высшего суда, чтобы не выплачивать компенсацию. Но такое решение может быть разменной монетой в политических переговорах», – предупреждают КС эксперты. Оно «неизбежно станет причиной конституционного кризиса» и «негативно скажется на репутации и авторитете Конституционного суда».
Свой отзыв Дегтярёв и Тимофеев отправили в инициативном порядке. К материалам дела бумага приобщена, но публично её судьи не зачитали.
Решение по делу КС выработает на закрытых совещаниях и огласит в течение нескольких недель. Каким оно будет, угадать несложно, учитывая давний курс российских судей на противоречия со Страсбургом.
Справка: Как Россия разбиралась с делом «ЮКОСа»
2004-2005 год – российские суды, в том числе Высший арбитраж, наказали «ЮКОС» за налоговые правонарушения в общем счёте больше чем на 99 миллиардов рублей.
2005 год – Конституционный суд разрешил государству отступать от срока давности по налоговым преступлениям, если налогоплательщик «препятствует» осуществлению налогового контроля. Это решение фактически легитимировало действия власти по делу «ЮКОСа»
2011 год – Европейский суд по правам человека рассмотрел дело «ЮКОСа». Судьи признали, что в российском процессе не было политики, и компания совершала налоговые правонарушения. Однако наказание для неё было слишком жёстким. Это нарушило право «ЮКОСа» на защиту собственности
2014 году – Европейский суд по правам человека определил размер компенсации «ЮКОСу» в 1,8 миллиарда евро. Так как компания к этому времени была ликвидирована, выплату решили произвести её экс-акционерам.
2015 год – Конституционный суд наделил себя правом разрешать России не исполнять отдельные постановления ЕСПЧ. Как говорили тогда эксперты, эта инициатива могла быть связана c нежеланием выплачивать компенсацию «ЮКОСу»
2016 год – Минюст подал в КС запрос о невозможности выплаты «ЮКОСу» 1,8 миллиарда рублей