Сегодня: г.

Шансы есть, но их немного: взлетит ли стратегический бомбардировщик Ту-160М2

Шансы есть, но их немного: взлетит ли стратегический бомбардировщик Ту-160М2

Некоторые надежды на успешное восстановление производства легендарного самолета остаются, правда, не совсем понятно, нужен ли он российской армии

Как известно, в России полным ходом идет создание Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Предполагается, что уже в 2025 году должен взлететь прототип дальнего бомбардировщика нового поколения. Он будет сделан по схеме «летающее крыло» с широким использованием стелс-технологий, получит дозвуковую скорость полета, современную авионику и вооружение. Дальность машины, предположительно, составит те же 12-13 тысяч километров, что и у современных стратегических бомбардировщиков, или же превзойдет этот рубеж.

 

Эта машина должна будет со временем заменить нынешнюю основу стратегической бомбардировочной авиации, а именно Ту-95МС и Ту-160. И это выглядит вполне логичным, согласитесь – иначе зачем вообще создавать машину нового поколения?

 Не очень логичным в связи с этим выглядит программа возобновления производства и модернизации сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь», затеянная с подачи министра обороны Шойгу в 2015 году. Тогда, напомню, Минобороны планировало закупить 50 новых модифицированных бомбардировщиков Ту-160М, а примерно в 2023 году в воздух должен был подняться гораздо более продвинутый вариант Ту-160М2. Вероятно, со временем предполагались уже либо закупки обновленной версии, либо модернизация существующего парка бомбардировщиков Ту-160 и Ту-160М до уровня М2.

Однако как-то само собой получилось, что планы по стремительному возрождению производства Ту-160 столь же стремительно разбились о реальность. Проблемы, с которыми пришлось столкнуться авиастроителям, привели к тому, что воздух с трудом были подняты только 3 из четырех оставшихся со времен СССР недостроенных машины. Одну из них в 2018 году даже показали лично Путину, обозначив как Ту-160М, то есть, как уже модернизированную машину. Поговаривают, прологом к этому показу стала фраза президента, адресованная нашим военным и авиастроителям: — «Когда поднимете? Вы мне уже три года обещаете». Опять же, по неподтвержденным, но заслуживающим доверия сообщениям, из нового на самолете была только краска.

С этим, конечно же, вряд ли согласятся некоторые официальные лица, причастные к данной программе модернизации. Более того, с подачи некоторых из них в СМИ ушла информация, что президенту якобы показали уже прототип глубоко модернизированного бомбардировщика Ту-160М2, о чем телеканалы, газеты, журналы и интернет-порталы с удовольствием и рассказали доверчивому зрителю. На деле же, опять по непроверенной инсайдерской информации от людей, близких к КАПО им. С. П. Горбунова, для того, чтобы поднять самолет в воздух, пришлось на время «раздеть» несколько строевых машин – узлов и агрегатов не хватало катастрофически.

Разумеется, во все это можно верить или не верить, но факт налицо: мы за какой-то надобностью ведем разработку ПАК ДА, и одновременно с этим пытаемся запустить производство Ту-160 хоть в какой-то его модификации. При том, что возрождение производства может оказаться очень дорогим, поскольку, если уж называть вещи своими именами, утеряны почти все критические технологии. В частности, с 1993 года нет производства двигателей НК-32, хотя в Самаре их ещё умеют ремонтировать. Отсутствует ряд производств, относящихся к механизации крыла, обработке титана, из которого делается центроплан, и т.д. Нет, все это можно возродить, но вопрос, кто и за какие деньги будет это делать, все-таки стоит весьма остро.

Наверное, чтобы лучше понимать проблему, нам придется немного сказать о том, что из себя представляет сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160, а также о том, как и когда он создавался. В частности, это должно немного прояснить вопрос, действительно ли нам так необходима эта машина.

Историю данного самолета можно отсчитывать от 1967 года, когда Совет Министров СССР принял постановление о начале разработки многорежимного межконтинентального стратегического бомбардировщика. Именно тогда были сформированы основные требования к нему, в том числе дальность, скорость (крейсерская и максимальная), высота полета и полезная нагрузка.

Сначала над проектом работали два ОКБ – Сухого и Мясищева. В ОКБ Туполева он был передан только в 1972 году, с учетом опыта, который туполевцы получили, работая над бомбардировщиком Ту-22М и гражданским самолетом Ту-144. Эскизный вариант бомбардировщика был утвержден в 1977 году, а до серийного производства дело дошло только через семь лет, в 1984-м.

До 1992 года, когда Борисом Ельциным было принято решение о возможной приостановке производства Ту-160, было построено в общей сложности 35 самолетов. Большая часть из них, 19 штук, после распада СССР осталась на Украине. Последние серийные машины были переданы в ВВС России в 1994 году. Серийное производство двигателя НК-32 для Ту-160 было прекращено в 1993 году.

Вопреки некоторым мифам, данный бомбардировщик только с большими оговорками можно называть самым быстрым в мире. Да, двигатели на форсаже позволяют ему достигнуть скорости 2М, и это значительно выше скорости большинства других стратегических бомбардировщиков. Но такой режим ведет к огромному перерасходу топлива. Поэтому форсаж применяется лишь кратковременно, для возможно быстрого прохождения через зоны, контролируемые истребительной авиацией противника. Что же касается больших отрезков дистанции, тот тут Ту-160 немного уступит даже американскому дозвуковому B-52. Поэтому разговоры о стремительном выходе данного бомбардировщика на рубежи пуска ракет все-таки следует воспринимать с некоторой иронией. Но для обеспечения живучести самолета и, как следствие, возможности выполнить поставленную перед ним задачу, сверхзвук дело полезное.

Но если говорить о преимуществе сверхзвука перед высокой скрытностью, вопрос сразу становится дискуссионным. Предположительно, ПАК ДА сможет ничуть не менее (а то и более) эффективно преодолевать сложные участки маршрута, на которых возможна встреча с вражескими истребителями. Просто потому, что его гораздо сложнее будет заметить. И вопрос о том, стоит ли делить не самый большой бюджет на две программы, потенциально сопоставимые по конечным срокам их реализации, остается открытым…

Здесь можно многое сказать о том, что Ту-160 проверен временем и войнами, но на самом деле и тут не все так радужно: единственным случаем их боевого применения были события в Сирии, когда Ту-160 выпустили по боевикам несколько ракет Х-101. Разумеется, это было сделано с большой дистанции, даже не входя в воздушное пространство других стран, чтобы не подвергать самолеты даже минимальному риску, и строго говоря, данные пуски скорее относятся к испытательным, чем к боевым. Причем, испытывались в первую очередь крылатые ракеты, их надежность после нескольких лет хранения в войсках, с самим же самолетом все было более-менее понятно.

Итак, на сегодняшний день мы имеем примерно следующее: первый действительно модернизированный Ту-160М поднялся в воздух только 2 февраля этого года. Самолет с именем «Игорь Сикорский» поднялся с аэродрома КАПО им. Горбунова, провел в воздухе 34 минуты и не поднимался выше 1500 метров. Для первого испытательного полета – вполне нормально, придраться тут не к чему.

Правда, эта машина сделана на основе одного из четырех фюзеляжей, оставшихся на КАПО ещё с советских времен. Уровень модернизации тоже под большим вопросом: по имеющимся данным, на машине установлено новое навигационное оборудование, новая система управления двигателями и новый комплекс управления вооружениями. А это не тянет даже на новую литеру в названии: такие модернизации обычно проводятся штатно, путем замены одного оборудования на другое.

Пока не все понятно и с двигателями. Предполагается, что на Ту-160М2 должны поставить модифицированные двигатели НК-32-02, более экономичные и имеющие больший ресурс. Проблема в том, что серийное производство этих двигателей не налажено, и как скоро это случится, пока не ясно.

Правда, есть и обнадеживающая информация. Дело в том, что заинтересованность военных в данных двигателях довольно высока: предполагается, что силовая установка для ПАК ДА также будет сделана на основе модифицированного НК-32. На его же основе планируется сделать и двигатель для Ан-124 «Руслан», производство которого хотят возобновить на Ульяновском заводе. Помимо этого, НК-32-02 могут поставить и на бомбардировщик Ту-22М3. В итоге появляется довольно широкое поле деятельности для самарских двигателестроителей, что вселяет некоторый оптимизм.

Также стало известно, что на КАПО им. Горбунова запущены печи по обжигу титана, то есть, есть надежда на восстановление компетенций, утраченных за последние 25 лет. Кроме того, в последние годы там была проведена масштабная модернизация, затронувшая не менее 40% всех производственных мощностей.

А значит, некоторые надежды на успешное восстановление производства Ту-160 все-таки остаются. Остается только ответить на вопрос «зачем?», и можно будет закончить статью на оптимистической ноте.

На самом деле, есть два возможных ответа на этот непростой вопрос. Ответ первый, на самом деле, не очень оптимистичен, но все-таки весьма близок к реальности.

Увы, довольно высоки шансы на то, что работа по проекту ПАК ДА сильно затянется, и он не взлетит ни в 2025-м году, ни пятью годами позже. В пользу этой версии говорят как наши бюджетные сложности, так и история с Ту-160М2. Само стремление наших военных увеличить количество и качество уже не самых молодых самолетов может говорить о том, что в ближайшее время заменить их будет нечем. И тогда это стремление оправдано.

Второй ответ чуть более оптимистичен. Дело в том, что Ту-160М2 могут приспособить для ношения гиперзвуковой аэробаллистической ракеты «Кинжал». В этом случае ВКС России получат очень мощный «хирургический инструмент» большого радиуса действия: собственный радиус в 6-7 тыс. км, плюс 2000 радиус действия ракеты. Ничего подобного другие носители, а именно Су-34 и Ту-22М3, обеспечить не могут при всем желании.

А поскольку дальность аэробаллистической ракеты «Кинжал» напрямую зависит от высоты и скорости полета его носителя, варианты с её размещением на Ту-95МС или ПАК ДА смотрятся не очень выгодно.

Правда, в этом случае мы должны быть уверены, что с «Кинжалом» у нас все просто отлично, что решены все проблемы с наведением и точностью ракеты, она может работать как по стационарным, так и по мобильным целям вроде надводных кораблей. Если так, этому можно только порадоваться…

Но все-таки в этом варианте многовато «если»…

Источник

 
Статья прочитана 75 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору